ГЛАВНАЯ УЧИТЕЛЯМ УЧЕНИКАМ РОДИТЕЛЯМ КОНТАКТЫ ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕБНИКОМ

Методические рекомендации родителям

Второй и третий год изучения английского языка (3 и 4 классы) — это этап активного накопления знаний. Во 2 классе уже изучен алфавит, ребёнок достаточно уверенно читает небольшие тексты, рифмовки и комиксы, пишет знакомые слова и короткие предложения. К 3 классу обучающиеся уже знают некоторые стратегии работы с текстом (чтение с карандашом), могут адекватно отреагировать в знакомой коммуникативной ситуации, знают достаточно много слов.

Некоторые родители и старшие члены семьи ошибочно полагают, что первый год изучения иностранного языка самый сложный и важный, а потом успехи не заставят себя долго ждать. Поэтому учителя нередко сталкиваются с тем, что взрослые становятся более требовательными к своим детям в 3 и 4 классах, ошибочно считая, что второклассник нуждается в большей поддержке. Тем не менее и в 3, и в 4 классах начальной школы важно оказать правильную родительскую помощь ребёнку. В отличие от первого года обучения, она будет несколько иной и связана скорее с предвосхищением и преодолением возможных трудностей в учении, чем с работой над ошибками.

Учебники для 3 и 4 классов устроены по тому же принципу, что и «Звёзды моего города» для 2 класса. Авторы не случайно сохраняют организационную и методическую преемственность и придерживаются единых принципов обучения английскому языку. Это делает изучение английского языка последовательным, посильным, ярким и мотивирующим. Как и раньше, все темы, истории/сюжеты находятся в области интересов младших школьников, а задания – в зоне ближайшего развития.

Каждый модуль учебника устроен одинаково. Первый разворот – это знакомство с новыми словами (лексическими единицами). Авторы предлагают посмотреть на картинки с подписями, послушать произношение новых слов и повторить их за диктором. Кроме того, всегда есть одна-две игры в рубрике Let’s play, которые помогают лучше запомнить лексические единицы. Родители часто отмечают, что среди новых слов попадается одно или несколько уже знакомых. Следует понимать, что изучать новое невозможно, не повторив уже изученное.

Второй и третий развороты посвящены работе с грамматическим материалом (Grammar Land). Вверху приводится правило или визуально понятная таблица с формами глагола или словами-исключениями. Отличительной особенностью учебника «Звёзды моего города» является то, что, кроме самого правила, в рамочке даётся ситуация или картинка, которая демонстрирует использование данного грамматического явления в жизни. Старшие члены семьи, которые помогают младшему школьнику с выполнением домашнего задания, могут испытывать некоторые трудности, так как правила и грамматические явления объясняются по-английски. Отметим, что самим школьникам важно знать названия частей речи, некоторые грамматические термины по-английски. Кроме того, само правило подаётся очень наглядно и изучается в классе под руководством педагога. В конце каждой книги есть грамматический справочник, в котором вся грамматика объясняется на родном языке. К справочнику необходимо обращаться перед выполнением грамматических упражнений. Важно помнить, что работа со словарями и справочниками – это умение, необходимое каждому школьнику, это также важное универсальное учебное действие (УУД), о котором говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).

Четвёртый разворот – комикс, живая история, где используются изученные лексико-грамматические единицы. Младший школьник запоминает простые фразы/клише, а также сразу понимает, в какой реальной жизненной ситуации их можно использовать.

Следующий разворот знакомит ребёнка ещё с несколькими новыми лексическими единицами. Здесь же предлагаются задания на развитие навыков аудирования (восприятие речи на слух) и новая рубрика Fun Time с интересными фактами об окружающем мире в соответствии с изучаемой темой.

Также в каждом модуле имеются знакомые разделы:

Word Lab — работа с новыми словами, где ребёнок развивает умение анализировать, находить общее и различное, исключать лишнее;

Phonics – это страница в конце модуля, где отрабатывается один или несколько звуков. Сначала слова с новыми звуками нужно просто прочесть, потом сравнить в упражнениях разного типа и в конце спеть песенку с этим звуком. В учебнике для 4 класса появляются целые тексты, предназначенные для чтения вслух и отработки фонетических навыков и интонации;

Checkpoint – это несколько упражнений, в которых проверяется всё, что было изучено в этом модуле. Учителя, как правило, используют Checkpoint для подготовки к тесту по модулю. Важно, что эти задания ребёнок должен выполнить самостоятельно. Взрослый может только подсказать, где найти справочный материал, если есть необходимость, или проверить упражнения, не исправляя ошибок, а указывая их наличие. Отличительная особенность учебников для 3 и 4 классов — это рубрика Now I can. Заканчивая изучение модуля, ребёнок может самостоятельно ответить на вопрос, чему он научился. Например, описывать комнату, рассказывать другу о своём дне, писать личное письмо или открытку. Важно, чтобы младший школьник не оперировал грамматическими терминами или названиями навыков, это дело учителя, а мог самостоятельно сказать, где в реальной жизни могут пригодиться полученные знания грамматики или новые слова.

Через два модуля школьникам предлагается раздел City Stars Club — это три разворота на более ярких страницах. Здесь уже известные рубрики Our World и My World, где младшие школьники продолжают знакомиться с элементами культуры, традициями, достопримечательностями других стран и доступными средствами английского языка сравнивают их с Россией. Рубрика заканчивается заданием творческого характера, Portfolio, при выполнении которого необходимо подготовить небольшую презентацию, коллаж, проект о своей стране, городе, регионе.

Рубрика Go Green учит школьников любить окружающий мир и понимать простые законы природы, вести здоровый образ жизни, соблюдать правила гигиены. Тема этого раздела обычно совпадает с общей темой предыдущих модулей. Например, знакомство с Днём Земли на с. 114–115 в учебнике «Звёзды моего города» для 4 класса, часть 2.

Рубрика Our School способствует установлению так называемых межпредметных связей. На английском языке младшие школьники знакомятся с другими областями знаний: географией (с. 116 в учебнике «Звёзды моего города» для 4 класса, часть 2) и др.

Заканчивается раздел City Stars Club рубрикой Troll Tales – это ещё один комикс с новыми персонажами – троллями Pog и Trog. Комиксы предлагается читать по ролям.

В конце книги для ребёнка также есть тематическое занятие по праздникам. В рабочей тетради в дополнение к каждому модулю учебники собраны упражнения. Учитель чаще всего задаёт их на дом.

Помогаем младшему школьнику научиться говорить по-английски

​В 3 и 4 классах много заданий, где необходимо рассказать о чём-то, представить плакат или проект, расспросить или вступить в диалог в предлагаемой коммуникативной ситуации.

Развитию навыков монологической речи способствуют задания в рубрике Portfolio. Напомним родителям и другим взрослым членам семьи, что подобные упражнения предваряются образцом, который следует использовать при выполнении задания. Несмотря на то что в задании требуется написать о своей улице, парке в своём городе или выполнить какое-либо другое задание, связанное с вашим регионом, итогом будет презентация рисунка в классе и устный рассказ. Младшим школьникам ещё сложно без опоры построить достаточно объёмное монологическое высказывание, поэтому авторы предлагают сначала продумать и записать текст.

Алгоритм выполнения заданий в рубрике Portfolio (на примере упр. 5, с. 49 в учебнике «Звёзды моего города» для 4 класса, часть 1).

1. Обратите внимание ребёнка на задание. Спросите, что нужно сделать.

2. Если упр. 4 уже выполнено, то спросите, какие фразы/предложения можно использовать в своём рассказе. Подчеркните их.

3. Позвольте ребёнку выполнить рисунок. Помогите, если нужно.

4. Помогите составить рассказ-описание своего района в соответствии с рисунком. Спросите ребёнка, где в получившемся тексте вступление, основная часть и заключение.

5. Проконтролируйте перенос текста на рисунок/карту.

6. Попросите ребёнка несколько раз вслух прочитать текст.

7. Закройте текст листочком. Попросите вспомнить как можно больше предложений.

8. Порепетируйте устный ответ.

В учебнике много грамматических упражнений на основе небольших текстов, которые также можно использовать для развития навыков устной речи. Например, упр. 4 на с. 61 в учебнике «Звёзды моего города» для 4 класса, часть 1. После выполнения грамматического задания – заполнения пропусков предлогами времени – обратите внимание ребёнка на сам текст. Спросите: What is your favourite day? Слова и предложения из упражнения могут быть использованы в качестве опоры.

К 4 классу школьники должны научиться устно отвечать по плану. Для ребёнка планом могут быть ключевые слова/фразы или вопросы. Важно постепенно учиться не записывать свой устный ответ целиком, ведь в жизни мы не планируем дословно каждое высказывание, а отвечать с опорой на ключевые слова.

Алгоритм подготовки к устному ответу по плану (на примере упр. 5, с. 65 в учебнике «Звёзды моего города» для 4 класса, часть 1).

1. Обратите внимание ребёнка на задание. Попросите прочитать вопросы вслух и подчеркнуть ключевые слова. Например, в первом вопросе: time, get up.

2. К каждому вопросу помогите записать одно-два слова, которые содержат сам ответ, но не предложение целиком.

3. Попросите ребёнка ответить на каждый вопрос отдельно.

4. Подумайте вместе, как можно начать/закончить ответ. Например: Let me tell about myself.

5. Порепетируйте ответ полностью.

6. Обязательно похвалите ребёнка. Это на самом деле достаточно сложное задание.

Возможный ответ: Let me tell about myself. Every weekday I get up at 7 o’clock. Then I go to school and after school I go for a walk with a friend. I really like Maths. It’s my favourite subject. I want to be a Maths teacher one day.

Учителям хорошо известно, что, выполняя подобные упражнения, ребёнок сосредотачивается на том, что сказать, и не всегда контролирует то, как нужно это сказать. Поэтому возникают ошибки. Но ведь и в родном языке мы иногда ошибаемся. В методике обучения иностранным языкам существует понятие ошибки, не мешающей пониманию. Важно, что ребёнок может донести информацию, отвечая на поставленный вопрос, даже если допущена грамматическая ошибка. Излишняя требовательность может демотивировать младшего школьника.

Диалогическая речь — это не только умение передать какую-либо информацию собеседнику, но и умение адекватно отреагировать на реплики. Разговорные нормы и клише английского языка могут отличаться от русских, поэтому важно знать некоторые культурные особенности и просто выучить некоторые фразы. Классическим примером таких различий является английское выражение Here you are!, которое ошибочно переводится «А вот и ты!». В действительности эту фразу говорят, когда что-то передают или протягивают — «Вот, возьми». Научиться этому можно, если смотреть много аутентичных фильмов и мультиков с субтитрами или общаться с носителями языка, но пока младшим школьникам это будет сложно. В учебнике «Звёзды моего города» в каждом модуле есть комиксы, где в ситуациях, приближенных к реальным, встречаются разговорные клише. Читая комиксы, спрашивайте ребёнка, где в реальной жизни он сможет использовать то или иное выражение.
Помогаем младшему школьнику научиться понимать речь на слух

​Человек слушает что-либо с определённой целью: музыку – для удовольствия; объявление на вокзале – чтобы узнать номер платформы; рецепт – стараясь запомнить процесс приготовления блюда. Как и в чтении, в восприятии речи на слух есть стратегии, которым младшие школьники учатся постепенно.

В некоторых заданиях необходимо уловить какую-то деталь, и ребёнка не должно смущать, что какие-то слова могут быть незнакомыми. Например, в упр. 1 на с. 44 в учебнике «Звёзды моего города» для 4 класса, часть 2.

Алгоритм выполнения задания на восприятие деталей услышанного (на примере упр. 4, с. 61 учебнике «Звёзды моего города» для 4 класса, часть 2).

1. Обратите внимание ребёнка на задание – расставить картинки в порядке, в котором о них говорится в записи.

2. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на каждую картинку и кратко описать её. Например: The girl is sitting under the tree. В таких заданиях, как правило, есть два очень похожих элемента. Так, на второй и последней картинках есть одно маленькое различие: на последней собака ест хот-дог. Если не обратить внимание на эту деталь, то во время прослушивания могут возникнуть трудности.

3. Включите запись первый раз.

4. Даже если ребёнок выполнил задание с первого раза, включите запись второй раз. Необходимо научиться проверять себя и быть способным доказать ответ словами из записи.

5. Проверьте упражнение вместе.

6. Попросите ребёнка рассказать историю Лиззи по картинкам. Если это задание покажется сложным, то прослушайте запись ещё раз, делая паузы и записывая ключевые слова (глаголы, например), чтобы опираться на них при пересказе.

Правильные ответы: 2, 3, 1, 4, 5.

Родителям и взрослым членам семьи важно понимать, что успех в восприятии речи на слух возможен при постоянных тренировках. К сожалению, при трёх-пяти уроках в неделю в школе невозможно слушать много. Поэтому было бы хорошо, если бы дома ребёнок слышал английскую речь: песенки, сказки – смотрел знакомые мультфильмы.
Помогаем младшему школьнику правильно произносить слова

Фонетические навыки, как и любые другие, развиваются постепенно на протяжении всего изучения иностранного языка. Школьники знакомятся со всеми звуками, а также английской интонацией, которая непривычна нашему уху. Важно не только произносить все звуки так, как это делают носители, но и копировать мелодику. Учитель обязательно обратит внимание младших школьников на то, что общие вопросы (на которые можно ответить «да» или «нет») произносятся с восходящим тоном (говорящий как бы удивляется), а специальные – со знакомым нам нисходящим. Но и родителям следует добиваться от ребёнка максимально похожего на образец произношения. Поэтому, читая комиксы или рифмовки, повторите их сначала за диктором.

В учебнике существует раздел Phonics. Во второй части учебника для 4 класса появляются более сложные задания.

Алгоритм выполнения задания в разделе Phonics (на примере упр. 1, с. 18 в учебнике «Звёзды моего города» для 4 класса, часть 2).

1. Обратите внимание ребёнка на задание. В задании не сказано прочесть историю вслух! Необходимо прочесть её про себя, а выделенные слова записать рядом с необходимым звуком.

2. Позвольте ребёнку прочесть историю, спросите, о чём она, понравилась ли, кто её главные герои

3. Распределите выделенные слова по группам с одинаковым звуком. Если слово произнести вслух, то с этой задачей будет проще справиться.

4. Попросите прочитать каждую получившуюся группу вслух.

Правильные ответы: 1. comes, gun, run, glove; 2. Jog, hopping, stop, box; 3. is, animals; 4. am, can, animals, bang; 5. there, hair, bear; 6. who, room, move; 7. climb, right, by; 8. for, all; 9. away.

Алгоритм выполнения задания в разделе Phonics (на примере упр. 1, с. 34 в учебнике «Звёзды моего города» для 4 класса, часть 2).

1. Обратите внимание ребёнка на задание. Эту историю тоже необходимо сначала прочесть про себя, а затем заполнить пропуски словами, представленными транскрипционными значками. Мы уже говорили, что чтение по транскрипции – навык, который, возможно, не так уж будет востребован в жизни, но узнавать значки и в случае необходимости прочитать слово ребёнок должен уметь.

2. Позвольте ребёнку прочесть историю, спросите, о чём она, понравилась ли, кто её главные герои, как их зовут.

3. Обратите внимание на образец: goes. Попросите ребёнка произнести слово вслух. Перейдите к следующему пропуску. Если по транскрипции догадаться сложно, можно действовать логически и попробовать восстановить слово по смыслу.

4. Проделайте это со всеми словами. Обращайте внимание ребёнка на буквы и буквосочетания, которые соответствуют тому или иному звуку.

Правильные ответы: 2. garden; 3. plant; 4. ready; 5. tops; 6. when; 7. roots; 8. eat; 9. more; 10. comes; 11. use; 12. melons; 13. want; 14. some; 15. puts; 16. speak