ГЛАВНАЯ УЧИТЕЛЯМ УЧЕНИКАМ РОДИТЕЛЯМ КОНТАКТЫ ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ

Часто задаваемые вопросы родителей учащихся 4 класса

​В 4 классе родителей заботят проблемы, обусловленные особенностями обучения английскому языку на новом этапе. Тревога родителей объясняется тем, что по окончании детьми начальной школы в конце 4 класса им предстоит итоговый контроль учебных достижений. Далее вчерашних младших школьников ждёт основная школа, предъявление новых и более высоких требований, продолжение изучения английского языка на возросшем уровне сложности, необходимость проявлять пока ещё не очень привычную для детей самостоятельность.

Среди многих проблем родителей беспокоит следующее:

• Что делать, если материал учебника для 4 класса кажется школьнику слишком трудным?

• Как помочь ребёнку в 4 классе, если он стал делать больше ошибок в чтении?

• Какие элементы программы по английскому языку для 4 класса могут вызывать затруднения у школьников?

• Не является ли тратой времени выполнение с четвероклассниками развлекательных заданий учебника?

• Что такое итоговый контроль в 4 классе?

• Как лучше всего подготовить четвероклассников к итоговому контролю?

• Какие проблемы могут возникать у учащихся при переходе из 4 класса в 5-й?

Тревога о том, что ребёнок испытывает большие трудности, работая над учебником для 4 класса, может быть преувеличенной. Частичное забывание учебного материала за предыдущий год — это нормальное психологическое явление, обусловленное тем, что человеческая память прочно хранит в состоянии готовности лишь актуальную, нужную в данный момент информацию. В летние каникулы значимость полученных в учебном году знаний, даже если они были старательно выучены и прочно усвоены, естественно, снижается, и это затрудняет извлечение из памяти английских слов, грамматических правил и структур, текстов и устных тем. В период летнего отдыха снижаются также речевые умения и языковые навыки. Это не только нормально, но и хорошо, так как нервная система ребёнка нуждается в отдыхе.

Явление частичного забывания учебного материала учитывается авторами УМК «Звёзды моего города», и в учебнике для 4 класса разработан специальный стартовый модуль. С помощью этого модуля учебника дети под руководством учителя освежают в памяти знания, полученные в прошлом учебном году. Они повторяют английские названия разных стран, тренируются в описании флагов других государств и, конечно, описывают Государственный флаг России. В памяти детей освежается также и другой тематический материал. Школьники тренируются в описании внешности своих сверстников и знакомых, закрепляют умения устных высказываний. Много места в стартовом модуле уделяется дальнейшему развитию ранее сформированных грамматических навыков, причём предлагаемые упражнения носят естественный коммуникативный характер. Для становления устных речевых умений учащиеся слушают аутентичную английскую речь, сопровождающую увлекательные комиксы, и сами строят свои высказывания. Подчеркнём, что в 4 классе продолжается работа над формированием у учащихся техники чтения английских слов. Дети имеют возможность самотестирования и могут определить реальный уровень своих учебных достижений.

Родители справедливо отмечают, что некоторые дети в 4 классе начинают делать больше ошибок при чтении. Это действительно наблюдается у ряда учащихся и объясняется тем, что материал для чтения в 4 классе усложняется. Тексты становятся более объёмными, в педагогически допустимых пределах увеличивается количество незнакомых слов, а содержание отличается большей глубиной и информативностью. При этом, если дети в силу индивидуальных особенностей развития испытывают трудности в овладении чтением на родном языке, чтение английских текстов также может вызывать у них временное затруднение. В таких случаях ребёнку может потребоваться помощь школьного психолога и логопеда для комплексного решения возникшей проблемы.

Помочь детям в совершенствовании умения читать по-английски можно, проявляя терпение и такт, давая им больше времени на то, чтобы прочитать и понять текст с помощью перевода. В 4 классе полезно научить ребёнка пользоваться электронным словарём, если он не научился этому раньше, так как электронный словарь, встроенный в мобильный телефон, облегчает и ускоряет процесс поиска значений незнакомых слов.

Важно всемерно облегчить познавательную задачу детей, имеющих проблемы общего языкового развития в овладении не только иностранным, но и родным языком. Для этого ребёнку полезно дать возможность слушать как русскую, так и английскую речь, непроизвольно усваивая правильное произношение (чтение) слов.

Правильное чтение многих английских слов нужно просто запомнить, а для этого потребуется много времени уделить слушанию. Для проверки правильности написания и произношения отдельных слов пользуются словарём даже образованные англичане — носители английского языка. Что же спрашивать с русскоговорящего ребёнка? Его затруднения вполне объяснимы.

В учебниках «Звёзды моего города» для 3 и 4 классов учитывается особенность английского языка, по которой большинство английских слов читаются целиком, а не складываются из букв по тем или иным правилам. Если же говорить о смысловом чтении, у школьника нет времени на припоминание правил техники чтения, поскольку ему нужно думать о содержании и смысле текста.

Содержание учебника полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и положениям Примерной основной образовательной программы. Поскольку учебник рассчитан на обучение учащихся в 4 классе, некоторые задания школьникам предстоит выполнять с помощью учителя. Дети также могут обратиться за помощью к старшим членам семьи, если педагогической поддержки учителя окажется недостаточно. Что это за задания? Учащимся потребуется перенести ранее сформированные у них грамматические и лексические навыки в новые коммуникативные ситуации. Для ответов на некоторые вопросы по текстам для чтения учащимся могут понадобиться знания общего кругозора. Некоторым детям может понадобиться помощь старших в выполнении грамматических упражнений, а также в работе с таблицами и графико-символическим материалом. Наконец, посторонняя помощь может быть необходима ребёнку для припоминания ряда английских слов и объяснения или уточнения их значений.

Возникающие проблемы могут повышать учебную тревожность ребёнка, а возникающий стресс нередко препятствует успешному усвоению материала. Для того чтобы снять детское волнение и повысить интерес к изучению языка, в учебнике «Звёзды моего города» используются отдельные занимательные задания, которые некоторые родители называют «развлекательными» и даже считают лишними в обучении четвероклассников. Между тем психологические исследования доказывают, что яркость, занимательность и образность впечатлений нужны учащимся в 4 классе, так как у школьников в этом возрасте ещё сохраняется детский взгляд на мир, хотя они уже умеют учиться «как взрослые». Занимательные задания по-прежнему остаются для четвероклассников естественной формой получения знаний. Помимо этого, занимательность нужна на уроке, а также в ходе семейных занятий английским языком для снятия излишнего напряжения.

Психологические особенности учащихся 4 класса

​В 3 и 4 классах происходят не всегда внешне заметные изменения в психологии младших школьников, оказывающие своё влияние на учебную деятельность и результаты учения.

Прежде всего, учебная деятельность всё больше утверждается как ведущая в общей системе жизнедеятельности детей. Учение занимает самую заметную часть времени, привлекает к себе выраженное внимание самого ребёнка и членов его семьи, ближайшего социального окружения и общественности. От успешности учебной деятельности и получаемых результатов во многом зависит оценка и самооценка личности ребёнка, авторитет и признание в окружающем социуме, прогнозирование дальнейшей индивидуальной траектории образования и профессиональная перспектива.

Дети в 3 и 4 классах отличаются возрастающими интеллектуальными возможностями. Они могут анализировать, выделять составные части объекта или явления, например выделить в грамматическом явлении отдельные случаи, они также способны синтезировать, объединять части в целое, например построить текст из данных фрагментов. Учащиеся могут логически мыслить, правильно выстраивать цепь причин и следствий в своих высказываниях. Одно из заданий учебника «Звёзды моего города», развивающее логическое мышление, предлагает ребёнку правильно назвать предметы одежды, которые требуются в конкретной ситуации, и объяснить своё решение.

У третьеклассников, и особенно четвероклассников, складывается всё более полная картина окружающего их мира. Они шире и детальнее представляют себе окружающее их жизненное пространство, способны к более сложным представлениям о времени в ретроспективе и перспективе, имеют разнообразные количественные представления о мире вокруг, а также формулируют суждения о качестве того, что их окружает. Такие изменения в картине мира младших школьников важны для овладения английским языком. С учётом способности детей к представлениям о времени «Звёзды моего города» предусматривает формирование у детей соответствующих знаний и грамматических навыков, необходимых для выражения времени средствами английского языка. Другой формой опоры на картину мира младшего школьника являются задания, в которых учащимся необходимо вспомнить, в каких жизненных ситуациях может звучать та или иная фраза, появляться те или иные надписи и объявления.

В 3 и 4 классах отчётливо наблюдается возрастающая способность младших школьников к интеллектуальной рефлексии. В этот период учащиеся уже могут оценить предлагаемые учебные задания как трудные или лёгкие, грамматические или лексические, устные или письменные, для запоминания или для ответа без подготовки и др. Учителям и старшим членам семьи важно создавать благоприятные условия для развития у младших школьников интеллектуальной рефлексии, беседуя с ними о выполняемых учебных заданиях, о смысле и назначении заданий и упражнений, об испытываемых ими трудностях.

У учащихся 3 и 4 классов расширяются возможности усвоения учебного материала путём его произвольного запоминания. Увеличивается объём памяти и развивается способность долговременного хранения информации. Вместе с тем в связи с интеллектуальной рефлексией наблюдается дифференциация материала по признаку важности и второстепенности, причём учащиеся нередко без достаточных оснований относят учебный материал к разряду второстепенного и не прилагают усилий для его запоминания и усвоения. «Звёзды моего города» направляет познавательную деятельность учащихся на интеллектуальную рефлексию и даёт им чёткие ориентиры в виде заданий для самопроверки (Checkpoint), обращающих внимание на материал, который является особенно важным и должен быть усвоен в первую очередь.

Характерной психологической особенностью младших школьников в 3 и 4 классах можно считать развитие воображения как способа произвольного учения. Воображение обычно хорошо развито у детей и проявляется в общении начиная с младшего дошкольного возраста. Особенность воображения у младших школьников в 3 и 4 классах состоит в том, что дети могут осознанно опираться на воображение для выполнения учебного задания. Например, они способны придумать предложения, нарисовать и описать сказочный персонаж, разыграть диалог в воображаемой ситуации, предложить новое окончание для сказки и др. Учебник «Звёзды моего города» учитывает особенности воображения учащихся и содержит задания, стимулирующие творческие высказывания на основе рисунков-комиксов, заданий с героями известных детям мультфильмов, сказок и придуманных историй. Воображение детей также развивается с помощью заданий, предполагающих перенесение информации из текста на рисунок.

Психологические особенности детей в 3 и 4 классах учитываются языковой педагогикой, которую взяли на вооружение авторы учебника «Звёзды моего города».
Участие родителей в выполнении домашних заданий ребёнка

​Роль родителей в выполнении детьми домашних заданий – это, пожалуй, самая сложная проблема, содержащая в себе немало противоречий и вызывающая больше всего споров. В 4 классе дети, изучающие английский язык с учебником «Звёзды моего города», обычно меньше нуждаются в помощи старших при подготовке домашних заданий. И всё же учителя школ нередко рассчитывают на то, что родители не пустят домашнюю работу детей на самотёк, особенно в тех случаях, когда ребёнок испытывает те или иные трудности, обусловленные особенностями развития интеллекта и характера.

Домашние задания по своему типу могут быть следующие: доучить и доделать то, что было начато в классе; выучить и запомнить учебный материал; выполнить различные письменные задания; собрать информацию, подобрать изображения и подготовить презентацию проекта; приготовиться к устным высказываниям по теме или проблеме; потренироваться к диктанту или языковому тесту.

Типичная ошибка, совершаемая родителями, заключается в том, что они контролируют только выполнение ребёнком письменных домашних заданий. Устные и письменные задания одинаково важны для овладения языковым материалом, поскольку знания могут считаться усвоенными, если младший школьник может выразить свою мысль не только письменно, но и устно как в подготовленной, так и неподготовленной форме. В связи с этим рекомендуется всячески тренировать ребёнка отвечать по-английски как на заранее данные, так и на неожиданные вопросы и уметь не растеряться в непредвиденных обстоятельствах.

Разумеется, учащиеся 4 классов нередко нуждаются в помощи старших членов семьи при выполнении некоторых домашних письменных заданий. Вначале следует убедиться, что ребёнок правильно понял сущность задания. Родители могут попросить его чётко и внятно прочитать и объяснить, что и как нужно сделать в конкретном упражнении. Иногда учащиеся не до конца читают задание и упускают существенные детали. В результате задание оказывается выполненным неправильно или не полностью. Например, задание может требовать от учащихся прочитать короткий текст и вставить пропущенные слова (записать пропущенные слова под соответствующей цифрой в тетради). Однако этим задание не исчерпывается. После того как пропуски в тексте оказались заполненными, школьникам необходимо рассказать о прочитанном тексте своему партнёру в паре. Для учащихся 4 класса характерно пропускать вторую часть задания и оставлять её невыполненной. В результате при выполненном письменном задании отметка учителя за проделанную дома работу может быть неудовлетворительной. Родители могут помочь ребёнку, направляя его внимание на точное и полное выполнение требований домашних заданий.

Другим основанием для помощи старших членов семьи ученику нередко бывает отсутствие соответствующего жизненного опыта или достаточного кругозора, необходимого для выполнения задания. Родители могут использовать домашние задания учебника «Звёзды моего города» для 4 класса как повод расширить жизненные представления детей. Учащихся можно в доступной форме и адекватном объёме познакомить с некоторыми проблемами экологии на примере родного края, рассказать об охране правопорядка в своём городе. С ними полезно поделиться познаниями в области детской литературы, вспомнить содержание и героев отдельных книг или мультипликационных фильмов в связи с содержанием учебника. Задания учебника «Звёзды моего города» будут выполнены более качественно, если учащиеся узнают от старших членов семьи о жизни в соответствующих странах, о традициях иных народов, об учёбе и отдыхе зарубежных сверстников и т. п.

Родителям, помогающим своему четверокласснику в выполнении домашних заданий, можно рекомендовать следующие роли:

• доброжелательный наблюдатель,

• критикующий друг,

• советующий эксперт,

• опытный наставник,

• домашний психолог.

Помощь родителей ребёнку в успешном овладении английским языком с учебником «Звёзды моего города» в 4 классе начинается с их внимательного и доброжелательного педагогического наблюдения за тем, как выполняет учебные задания их четвероклассник. Родители могут найти основания для того, чтобы сделать ребёнку критические замечания, однако важно, чтобы их тон всегда был доброжелательным, а содержание замечаний конструктивным, что не разрушит у ребёнка интереса к учению и желания выполнять задание. В большинстве случаев более полезными для ученика будут не критические замечания, а дружеские советы старших членов семьи, при условии что они являются экспертами в этой области. Если родители сами сомневаются в правильности своих советов, от них лучше воздержаться и посоветоваться с учителем. Практика показывает, что родители, воспитывающие своего второго или даже третьего ребёнка, намного реже советуют ему, как учиться и тем более критикуют его в учении. Объясняется это тем, что родители с опытом помощи детям в учёбе больше предупреждают и меньше советуют, стремятся предотвратить ошибки, а не критиковать, умеют поддерживать, а не преувеличивать недостатки. Именно поэтому стратегии помощи бабушек и дедушек своим внукам заметно отличаются от стратегий участия родителей в учении своих детей. Бабушки и дедушки, а также опытные многодетные родители более охотно берут на себя роль наставников, а не надзирателей. В целом, ребёнку, испытывающему затруднения в овладении английским языком, нужен свой добрый и понимающий домашний психолог среди членов своей семьи, который не только умеет надзирать за ребёнком и выслушивать его отчёты о выполненных домашних заданиях, но и способен видеть, слышать и сопереживать.

Помимо ролей, рекомендованных старшим членам семьи в процессе помощи своим школьникам, существуют также условно запретные роли. Эти роли названы условно запретными потому, что в большинстве ситуаций старшим членам семьи не рекомендуется играть их, однако они могут быть необходимы в особых педагогических обстоятельствах:

• строгий надзиратель,

• верный помощник,

• бескомпромиссный начальник,

• решительный защитник,

• семейный репетитор.

Рассмотрим каждую из условно запретных ролей и поясним сначала вред, который они могут нанести ребёнку в его учёбе. «Строгий надзиратель» постоянно следит за учёбой младшего школьника, замечает каждую ошибку и помнит любой допущенный в прошлом промах. Такая стратегия, с одной стороны, резко снижает самооценку и учебную мотивацию ребёнка, а с другой – лишает его возможности научиться отслеживать свои ошибки в выполнении учебных заданий. Однако есть отдельные младшие школьники, которых психологи относят к неустойчивому типу личности, когда дети в силу разных причин склонны к праздности и ничегонеделанью. В таких случаях строгий контроль бывает необходим.

«Верный помощник» готов в любой момент выполнить за ребёнка домашнее задание или подсказать правильный ответ, чтобы школьник достойно ответил в классе и получил положительную отметку. Такая «помощь» мешает школьнику научиться учиться, формирует у него неоправданно завышенные ожидания в учёбе, а главное обусловливает «мозговую гиподинамию», сравнимую с гиподинамией мышц барина, месяцами восседающего на подушках. В особых случаях ребёнок по разным показаниям может нуждаться в поддержке и щадящем режиме, когда старшие члены семьи стремятся облегчить психологическую нагрузку на ребёнка, активно помогая ему выполнить задание. В подобных ситуациях активная помощь ребёнку в выполнении домашних заданий вполне оправданна.

«Бескомпромиссный начальник» – это не менее вредная роль, которую берут на себя некоторые родители, используя для достижения педагогических целей наказание за учебные неудачи. Негативные последствия наказаний за низкие отметки могут проявиться не сразу и даже дать внешний положительный эффект – успеваемость может повыситься. Отдалённые последствия почти всегда бывают отрицательными, потому что память школьника надолго фиксирует нанесённую ему психологическую травму, а мотивация деятельности несовместима с принуждением. Тем не менее наказание ребёнка за несоответствие предъявляемым требованиям имеет место во всех культурах, существующих на земном шаре. Особенностью наказания ребёнка в передовых педагогических культурах развитых стран является полный и безусловный запрет на детское унижение и боль.

Современная школа знает немало ситуаций, когда родители ведут себя как «решительные защитники» своего ребёнка, добиваясь более высоких отметок, или особых привилегий для него на уроках, или аттестации иногда даже с помощью вербальной или реже физической агрессии. Конфликты между родителями и школой не только осложняют педагогическое взаимодействие учителя с семьёй, но и невольно формируют у ребёнка недоверчивое отношение ко всему педагогическому коллективу. Однако бескомпромиссное наступление и решительная защита своего ребёнка не могут быть полностью исключены из ролевого поведения родителей. Они возможны и даже необходимы в тех редких случаях, когда ребёнок подвергается унижению, оскорблению и страдает от тяжёлой для него обстановки в школе. К сожалению, бывают случаи, когда младший школьник страдает от упорного нежелания некоторых учителей английского языка заметить его учебные старания.

В своём горячем желании помочь собственному ребёнку учиться лучше некоторые родители начинают играть роль «семейного репетитора». При этом не имея педагогического опыта, старшие члены семьи организуют для ребёнка дополнительные многочисленные упражнения. При всей пользе дополнительных домашних упражнений для усвоения английских языковых средств подчеркнём, что их эффект определяется формой и содержанием. Механические упражнения с многократным повторением слов и выражений дают эффект лишь в успешном выполнении самих этих упражнений. Этим объясняются многочисленные случаи разочарования, когда, несмотря на обилие проделанных дома механических упражнений, ребёнок продолжает приносить из школы низкие оценки. «Семейный репетитор» из старших членов семьи сыграет свою положительную роль, если попытается создать для ребёнка дома языковую среду: полка детских английских книг, набор DVD-дисков с мультипликационными фильмами на английском языке, подборка компакт-дисков с детскими песнями. Хорошо, если в доме будет периодически звучать английская речь в обиходном общении. Созданию языковой среды в доме будет, безусловно, способствовать уголок с многочисленными и разнообразными материалами всего учебно-методического комплекта «Звёзды моего города». Этот материал включает не только учебник, но и электронные приложения, плакаты, карточки и т. д. Видное место в домашнем уголке «Звёзд моего города» будет занимать прилагаемый к учебнику красочный «Сертификат достижений» ребёнка в изучении английского языка.